Российский рубль и бизнес в Хэйхэ: есть ли связь?

ХэйхэМногие предсказывали, что в случае уменьшения туристического потока для торговцев из Поднебесной настанут не лучшие времена. Действительно ли жители России составляли значительную часть покупателей в приграничных населенных пунктах КНР, или же масштабы торговых связей между государствами сильно преувеличены, а продукция все же ориентирована на внутренний рынок? Поговорим сегодня о состоянии торговли и текущем положении основных магазинов в городе Хэйхэ.

Торговля и сфера услуг

Сегодня в Хэйхэ люди ездят намного реже: пересечь реку можно за полчаса, тогда как раньше на это уходил почти целый день. Больше крупные группы туристов и бизнесменов не наведываются в этот город – россиян встретить можно все реже.

Пожалуй, самым известным местом приграничного города является остров Большой Хэйхэ, на котором расположены многочисленные торговые точки. Раньше здесь было много небольших палаток и магазинчиков, регулярно возникали споры между продавцами за прибыльное место, были даже смертельные случаи. Конец этому положило строительство двух крупных торговых центров, конкурировать с которыми не смогло большинство заведений.

Комплекс “Юань Дун” изначально отставал от “Острова Большой Хэйхэ”, имеющего статус международного, а теперь его и вовсе пришлось закрыть по причине малого количества клиентов.

В “Острове” же, как называют его посетители, организована удобная инфраструктура: можно обменять рубли на юани, не выходя из магазина, представлены практически все товары, интересующие среднестатистического посетителя – купить можно одежду, электронику, бытовую технику и продукты. Эти факторы обусловили преимущество над “Юань Дун”, и сделали приобретение торговой площадки в этом центре объектом желания многих предпринимателей.

Но даже он сейчас переживает не лучшее время, отток туристов болезненно ударил по сфере торговли. Южное крыло здания, соседствующее с ресторанами, занято меньше, чем наполовину, а северное почти пустует. По словам предпринимателей, продлевать аренду невыгодно, ведь покупателей очень мало.

Несмотря на это, некоторые рассчитывают поправить положение своего дела за счет снижения конкуренции. Многие стараются переориентироваться на внутренних потребителей, торгуя товарами из России, которые подешевели вдвое. Но эту сферу заняли оптовые компании, благодаря тому, что они предлагают низкие цены, которые не могут обеспечить маленькие предприятия.

Заведения общественного питания тоже нельзя назвать успешными, некоторые из них уже закрыты, владельцы других используют помещения в качестве склада или сдают их в аренду.

Впрочем, есть и те, кто не теряет надежды на восстановление былого оборота, и держит заведение открытым. Многим из них уже нечего терять, и рестораны будут работать пока есть хотя бы минимальная прибыль. Последствия снижения числа туристов нельзя назвать неожиданными, они предсказывались еще задолго до падения рубля.

Обстановка в городе

Затронули изменения и центр. Магазины, основную часть покупателей которых составляли посетители из России, уже закрыты или переориентированы на другую аудиторию. Подтверждением этому служит торговый центр “Хайфу” – один из крупнейших в городе.

Раньше он пользовался большой популярностью не только у местных, но и у россиян, теперь число покупателей упало. Например, еще недавно здесь располагалось множество обувных магазинов, сейчас на их месте размещены отделения крупных торговых сетей. Они устроены по принципу супермаркета, где все товары запечатаны в коробки, и примерить их нельзя.

Правда, стоит отметить, что такие изменения вызваны не только оттоком туристов, весь Китай постепенно совершенствуется, и все реже можно увидеть небольшие магазины, где товар лежит прямо на полу. Многие заведения могут похвастаться сервисом не хуже европейского. Центром модернизации являются большие города, откуда стандарты распространяются по всей стране. Хэйхэ не стал исключением.

В свою очередь, меняются и китайцы. Потребители становятся более требовательными при выборе товаров и услуг, они уже не едят в уличных лавках, предпочитая ухоженные кафе. Вследствие этого деловая часть города все больше приобретает европейский вид, а сервис становится все качественнее.

Также покупатели не стремятся приобретать дешевые изделия, а тем более подделки. Они уже поняли, что в большинстве случаев это обходится дороже, а за высокое качество стоит доплатить. Оказывает на этот процесс влияние и повышение уровня жизни среднестатистического китайца, предприниматели вынуждены подстраиваться под новые потребности.

Главным соперником небольших магазинов является интернет-торговля. Эта сфера деятельности чрезвычайно развита в Поднебесной. Высокая плотность населения только способствует этому, а стоимость товаров в сети всегда существенно ниже, нежели в настоящем мире. Единственным недостатком является отсутствие возможности увидеть товар “вживую” перед покупкой.

Другой причиной кризиса в торговле являются сами бизнесмены. Они слишком привыкли к высоким прибылям, и не хотят прикладывать достаточно усилий для совершенствования своего предприятия. Теперь нельзя продать товар в два раза дороже себестоимости беспечному туристу, приходится зарабатывать за счет оборота, для этого требуется снижать цену, а к этому предприниматели оказались не готовы.

Перспективы

Китай уже не соответствует распространенным убеждениям. Это давно не та страна, которая производит лишь подделки с необычайно низкой стоимостью. Напротив, местные товары постоянно дорожают. С одной стороны, это вызвано повышением качества изделий, но, с другой стороны, в экономике КНР присутствуют проблемы, что тоже вызывает рост цен.

Мало кто решается предсказать бурный рост для Хэйхэ, скорее всего, дальше город будет существовать за счет таможенных сборов. Многие предприниматели покидают его, отправляясь в южные провинции. Кто-то будет все так же обслуживать туристов, но на этот раз уже посетителей из других стран. Вторые будут торговать товарами из РФ в регионах, где их не так много, и рынок еще не переполнен.

Есть и те, кто настроен более оптимистично, большие надежды возлагаются на возведение новой переправы через Амур, которая значительно упростит поездки за рубеж. Впрочем, более опытные торговцы отмечают, что даже во времена, когда не было никакой инфраструктуры, торговля шла лучше, а продажи увеличивались. Они видят причину не в сложностях физического пересечения границы, а в действующей таможенной политике государства.

Упрощение ведения внешней торговли помогло бы привлечь в приграничный город дополнительные инвестиции. Впрочем, даже без соответствующих шагов со стороны государства значительно увеличилось количество внутренних покупателей. Многие китайцы не хотят переплачивать и пытаются приобрести дешевые российские товары, увеличивая число внутренних туристов. Постепенно акценты смещаются на удовлетворение внутреннего спроса.


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Читайте ранее:
Хэйхэ и Удалянчи: сравнение медицинских услуг и цен

Хэйхэ и Удалянчи - любимые приграничные города жителей Дальнего Востока. Сюда едут для шоппинга, осмотра достопримечательностей, краткого гастрономического "погружения" в жизнь...

Закрыть